Ребенок у экрана телевизора

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей, во многих семьях его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом... Экран становится главным «воспитателем» ребёнка.
Такое времяпровождение вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (нарушение зрения, дефицит движения, испорченная осанка), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Одно из них — отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается во всем мире За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз!

Можно возразить: «А причем здесь телевидение»? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Какая разница, кто говорит с ребёнком — взрослый или герой мультфильма? Разница большая. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Ответные высказывания ребёнка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему.

Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов, не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.
Речь — это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания своих пе-реживаний, себя в целом.
Педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни — «дефицит концентрации». Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется тем, что дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция.

Многим из них стало трудно воспринимать информацию на слух — они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не способны удерживать их в памяти, в результате не понимают текста в целом. Поэтому детям неинтересно, скучно читать даже самые хорошие книги.

Ещё один факт, который отмечают педагоги, — резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, им скучно рисовать, конструировать, их ничего не интересует и не увлекает.

Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых — готовых — развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты — детская жестокость и агрессивность. В последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше при выяснении отноше¬ний на школьном дворе драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. Теперь победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий.

Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача —понять истоки этих тревожных явлений.
Но неужели всему виной телевизор? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, подменяет собой общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее, деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Раннее и дошкольное детство (до 6—7 лет) — период зарождения наиболее общих, фундаментальных способностей человека.

Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут отжать культурный смысл окружающих вещей. Если же ребёнок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, а внутренний мир, ребёнка пустым.
Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени эти факты предоставляла система детских закрытых учреждений — домов ребёнка и детских домов. Педагоги и психологи многократно показывали: дети, лишенные семьи, т.е. полноценного общения с близкими взрослыми в раннем детстве, существенно отличаются от своих сверстников, которых воспитывают родители. Для них характерно недоразвитие личности, которое выражается в нарушениях речи, отсутствии интереса к занятиям, слабой концентрации, сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, а также в импульсивности и ситуативности поведения, отсутствии инициативы, низком уровне фантазии и воображения, несамостоятельности и стереотипности мышления и пр.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к её использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их душами.

Развивающие упражнения — подготовка к школе baileys-pit.ru
18:34 12.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Чем заменить компьютерную мышь? Будущее сейчас!

Чем заменить компьютерную мышь? ...

Пока корпорации создают будущее, предложу достаточно простое «инновационное» решение, помогающее в работе с компьютером. Всего-то и надо, что заменить манипулятор типа «мышь» н...
Чем полезна родиола? В поисках «золотого корня»...

Чем полезна родиола? В поисках «...

Под названием «золотой корень» и «сибирский женьшень» это растение применялось в народной медицине не менее пятисот лет в качестве целебного средства, повышающего физическ...
Как организовать корпоративный Новый год?

Как организовать корпоративный Н...

Не за горами самый любимый всеми праздник, праздник детства. Он пахнет ёлкой и мандаринами. Уже в начале декабря настроение новогоднее. А если ещё и погода зимняя, с вьюгой и снежком — подг...
Ребенок у экрана телевизора

Ребенок у экрана телевизора

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей, во многих семьях его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом... Экр...
Отражение мира в природных зеркалах от Роджера Меррифилда

Отражение мира в природных зерка...

Неподвижная водная гладь настолько хорошо способна отражать окружающую обстановку, что напоминает собой зеркало. Зеркальная поверхность точно отражает все вокруг, и это отражение производит сильное вп...
Английские карточки для изучения слов

Английские карточки для изучения...

Сейчас появилось великое разнообразие способов обучения иностранному языку. Начиная с привычных занятий с преподавателем , до разнообразных мнемотехник и использования 25-го кадра. Но в силу каких-то ...
Медицина и здоровьеДом и квартираПриродаITКультура и искусствоТехника и оборудованиеСемья, дом, детиПродукты питания, рецептыОбучениеДеньги и работаИнтимная жизнь
Познавательное:

О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий каталог информативных и интересных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти требуемую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас полезные и интересные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас считанные секунды.