В чем достоинства и недостатки CD и цифровой записи?

Однажды мне пришлось заниматься крайне неблагодарным делом — переводить любительские записи с магнитофонных кассет в «цифровой» формат. Работа сопровождалась постоянным чертыханием: старые пленки мялись, путались, рвались. Пришлось даже вспомнить забытую практику раскручивания кассет и склеивания разрывов. Когда мучения закончились, и погибающие записи превратились в формат mp3, я в сердцах воскликнул: «Какое счастье, что эпоха ненадежных магнитных лент и громоздкого царапающегося винила закончилась!». Впрочем, мой восторг разделяли отнюдь не все…

Вот доживи старина Пифагор до наших дней, он бы с большим восторгом встретил появление «цифровой» звукозаписи. Великий математик, как известно, утверждал, что в основе всего лежит число. А «забить звук в цифру» и означает не что иное, как запись аудиоинформации в самом что ни на есть математическом виде, путем числового кода. Цифр для этого, кстати, требуется всего две — «ноль» и «единичка».

Как я уже писал, во время механической записи на грампластинку резец вырезал на поверхности диска канавку, извивы которой просто повторяли колебания звуковой волны. В результате получалась как бы физическая копия звука, которую игла затем могла «пощупать» и вновь превратить в звуковые колебания. Этот непрерывный способ записи принято называть аналоговым.

По иному обстоит дело, когда звук записывают «цифровым» способом. Сперва он попадает в устройство, названное аналогово-цифровым преобразователем (АЦП). Там через очень короткие интервалы характеристики аналогового сигнала замеряются и кодируются двоичным кодом (1 — импульс, 0 — пауза). В результате непрерывная звуковая волна копируется не целиком, а отдельными «замерами», но промежутки между ними такие крохотные, что эту дискретность человеческое ухо просто не в состоянии почувствовать.

Разницу между аналоговым звуком и «цифровым» хорошо иллюстрирует сравнение стрелочных и электронных часов. Если в первом случае мы видим непрерывное движение стрелки, то во втором — только сменяющиеся через определенные интервалы цифры.

Объективно аналоговая копия звука, несомненно, точнее «цифровой». Зато «цифровому» сигналу не страшны шумы и искажения — вечный «бич» кассет и грампластинок — ведь код (в отличие от непрерывной аналоговой записи) можно просто исправить. В результате шумы в «цифре» становятся слабее основного сигнала в 100 млн. раз, то есть, практически неслышны!

В следующем устройстве — цифрово-аналоговом преобразователе (ЦАП) — код расшифровывается и превращается в привычный аналоговый звук, который, учитывая то, что с ним сделали, всё равно предпочитают называть «цифровым».

Надо сказать, что достоинства «цифрового» звука (чистота записи, диапазон, многократно превосходящий возможности человеческого уха) до сих пор ставятся под сомнения музыкальными «гурманами». В вину новому носителю часто вменялась излишняя «стерильность», «холодность», «безжизненность» и прочие атрибуты совершенства.

Не обладая достаточно тонким музыкальным слухом, оставлю споры в стороне. Выскажу только предположение по поводу «стерильного» и «безжизненного» звучания «цифровой» фонограммы. Давно известно, что для человеческого уха полная тишина невыносима, а наиболее комфортным как раз является легкий шумовой фон (вроде природных звуков — шума ветра, шелеста листьев). Поэтому практически очищенная от шумов «цифровая» запись при прослушивании ее В НАУШНИКАХ действительно способна вызвать определенный дискомфорт. Что касается главного недостатка «цифровой» записи — ее дискретности, то и тут есть любопытные аргументы в защиту.

Д. Симаненков «Загадки и парадоксы цифрового звука»: «Несколько читателей справедливо отмечают, что так называемые аналоговые ленточные магнитофоны по своей сути являются цифровыми устройствами. Дело в том, что число магнитных доменов, попадающих в зазор звукоснимающей магнитной головки магнитофона, конечно. Но в любом случае, это относительно небольшое число и уж точно это не бесконечность. …Из всего выше сказанного следует, что мы просто не можем слышать чисто аналоговых записей, так как ленточные магнитофоны применялись и при создании виниловых пластинок. А значит со старого доброго „винила“ тоже идет цифровой звук! Поэтому когда утверждается, что „аналоговый“ звук лучше цифрового, на самом деле утверждается, что одна цифровая система лучше другой!»

Теперь перейдем к описанию первого, широко доступного, цифрового звуконосителя. CD изготавливается из прозрачного полимера, на который затем наносится отражающий слой из серебра, золота или алюминия. На рабочей поверхности имеются канавки (как и на виниловых пластинках), однако сами по себе они никакой информации не содержат. Нарезаются эти канавки значительно плотнее, чем на виниле — с шагом 1,6 мкм.

Затем с помощью лазера в них выжигаются углубления — так называемые питы (англ. pit — ямка). То есть, по сути, это та же глубинная запись, как и на фонографе Эдисона. Только на фонографе эти ямки с ухабами были непосредственным отображением колебаний звуковой волны, а на CD с их помощью записывается двоичный код. Ямки-питы в этом коде являются как бы «нулями», а холмики-«лэнды» (англ. land — земля) — «единицами». После нанесения такой закодированной информации рабочая поверхность диска покрывается защитным слоем лака.

Для считывания информации применяется также полупроводниковый лазер. Компакт диск вращается, луч скользит по ухабистой дорожке, отражается и улавливается датчиками в виде импульсов разной частоты. После чего прочитанная информация раскодируется и возвращается нам через динамики в виде звука.

Преимущества оптического диска были налицо. Во-первых, благодаря «деликатному» (фактически бесконтактному) лазерному звукоснимателю, CD были на несколько порядков лучше защищены от механических повреждений, нежели те же пластинки. Также компакт-диски были менее чувствительны к толчкам и годились для прослушивания в плеерах и автомобилях.

Ну и конечно же не стоит забывать о скромных размерах этого звуконосителя (толщина — 1,2 мм, диаметр — 12 см), хотя и здесь не обошлось без недовольных. Так небольшие размеры коробочек для CD вызвали замешательство в рядах оформителей обложек, привыкших к большим конвертам грампластинок. Теперь приходилось работать с площадью в четыре раза меньшей, и о полотнах со множеством мелких деталей пришлось забыть.

В результате обложки CD приобрели формат книжных брошюрок. В них уже чуть ли не в обязательном порядке стали печататься тексты песен и подробнейшая информация о группе и альбоме. Всё это конечно же сопровождалось картинками.

Свои плюсы и минусы имело и возросшее (почти в два раза по сравнению с грампластинками) время звучания. Концепция двусторонней грампластинки (т. е., по сути, деление ее на две части) ушла в небытие. Зато длительные произведения (вроде той же «Девятой симфонии») могли записываться без ненужных пауз. Соответственно возросло и среднее количество песен на одном альбоме (14−17 вместо 8−10 на виниловом лонгплее). Это безусловное достоинство имело и свою обратную сторону, а именно потакало своеобразному «графоманству», когда вместо тщательного отбора песен в альбом втискивали весь музыкальный материал, имевшийся в наличии.

Еще одно достоинство CD-проигрывателя — удобство управления. Теперь слушатель мог легко переключать треки, а также программировать их прослушивание в желанном порядке. Здесь тоже крылся маленький недостаток — теперь нетерпеливый слушатель мог легко игнорировать композиции, толком их и не расслушав. Например, в моей коллекции есть немало песен, которые я «раскусил» и полюбил только после многократного прослушивания (ведь переставлять иглу или еще хуже перематывать ленту зачастую было просто лень).

Но что все эти мелкие придирки по сравнению с той «миной», которую «цифровая» запись подложила в само основание аудиоиндустрии? Но об этом в следующий раз.


16:49 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Чем Севастополь обязан Миклухо-Маклаю?

Чем Севастополь обязан Миклухо-Маклаю?

Весной 1875 года великий ученый и путешественник Миклухо-Маклай писал из Сиама своему другу и коллеге Дорну: «Я вполне разделяю ваши взгляды о значении для науки зоологических станций… от...
Joomla 1.5 - 4 шага для создания и показа пользовательской страницы при ошибке 404 (страница не найдена)

Joomla 1.5 - 4 шага для создания и показа пользовате...

Создание сайта в интернете начинается с выбора каким будет сайт, или чистый HTML или будет использоваться CMS. При выборе CMS Joomla иногда возникает проблема в том, чтобы правильно отобразить ошибку ...
Счистка набела и перетирка штукатурки

Счистка набела и перетирка штукатурки

Перетирка - это затирка старой штукатурки с предварительным намазыванием на нее тонкого слоя раствора. При перетирке на поверхности остается тонкая, хорошо затертая пленка раствора, которая зак...
Что мы знаем о гирлянде и мишуре?

Что мы знаем о гирлянде и мишуре?

Гирлянда — декоративное украшение из ветвей и цветов для новогодней ёлки, дизайна интерьера и сервировки стола. Она является неизменным и любимым атрибутом празднования Нового года. Но мало...
История компании Hill"s

История компании Hill"s

Основателем компании Хиллс был ветеринарный врач Марк Моррис (Mark L. Morris Sr.). Он был твердо уверен, что мы должны относиться к здоровью животных настолько же ответственно, как к своему собст...
Вкусные рецепты: сметанно-творожный десерт с фруктами, Кекс с сухофруктами, корицей и овсянкой, торт Сливочная Карамель

Вкусные рецепты: сметанно-творожный десерт с фруктам...

сметанно-творожный десерт с фруктамиЕсли творог зернистый то протереть его через сито. Желатин тщательно растворить в горячем молоке чтобы не было комочков. Сметану взбить с сахаром и ванилью,добавить...
Самое интересное

Подвесные потолки

Что такое подвесной потолок и из чего он состоит ? Под понятием «подвесной потолок» подразумевается ...

Почему зрители уходят из зала?

Иногда ты совершаешь совершенно неожиданные для себя поступки. Ну, разок еще нормально. Можно поудив...

Где еще можно заработать в Интернет?

В прошлой статье мы поговорили о возможностях заработать в сети. И уже рассмотрели такой вид как фри...

Прием запросов от клиентов: электронная почта, веб

Принимать письменные запросы от посетителей сайта можно несколькими способами: Способ 1: по электрон...

Использование стекла в интерьере: последние вариац

Использование стекла в декоре дома или бутика уже давно не является чем-то удивительным и необычным....

Почему вам НЕ нужен дорогой крем

Женщина готова на многое, чтобы сохранить свою красоту и молодость: она ложится под нож хи...

Размышления на тему личности

Каждый человек, сам того не осознавая, пытается доказать, что он – личность. Но это не всё. Думаю, ч...

Зачем переводить часы, если время не остановить?

Все уважаемые читатели знают (или не все?. . ), что территория России до недавнего времени была усло...

Подарок на новоселье

Наконец-то свершилось чудо! Ваши любимые соседи закончили ремонт в своей новой квартире. Их восторгу...

Вкусные рецепты: Штрудель из вытяжного теста с бры

Штрудель из вытяжного теста с брынзой и шпинатом.1. Смешать в чашке просеянную муку с солью. Постепе...



Развивая портал:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий каталог информативных и интересных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти требуемую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас полезные и интересные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас считанные секунды.