Что такое краудсорсинг?

В 2006 году авторитетный и популярный журнал Wired опубликовал статью писателя Джеффа Хауи «Расцвет краудсорсинга» (в оригинале «The rise of crowdsoursing»). В статье рассказывалось о сайте IStockPhoto, который позволил находить фотографии по более дешевым ценам, нежели стандартные заказы у профессиональных фотографов.

Чуть позже эту роль стали выполнять мегапопулярный Flickr и его клоны. Так помимо стандартного аутсорсинга (передача некоторых функций организации, вроде бухгалтерского учета, внешним исполнителям) появилась его разновидность — краудсорсинг.

Отличием от обычного аутсорсинга здесь является то, что никаких договоров с исполнителями компания не подписывает, а разве что обещает бонусы (призы) для победителей конкурса на лучшую идею. Все остальные получат простое «спасибо за участие». Именно добровольное участие без гарантированного вознаграждения и лежит в основе краудсорсинга. Происходит неологизм от двух английских слов: «crowd» (толпа) и «sourcing» (использование ресурсов).

Условно можно отделить краудсорсинг от того, что называют User Generated Content (UGC) — контент, созданный пользователями (сайта или социальной сети). Опять же условно можно считать, что UGC возникает стихийно, а вот за краудсорсингом стоит конкретный заказчик, который дает объявление о наборе идей под конкретный заказ. Впрочем, грань это узкая, и когда одно явление переходит в другое, понять трудно.

Создатель Facebook Марк Цукерберг не планировал становиться миллиардером, создав небольшую социальную сеть для «своих». А вот когда наплыв пользователей с их фотками, цитатами, заметками и группами дал Марку много-много денег, тут уже в ход пошли «краудсорсинговые» мотивации: удержание пользователя всякими плюшками, поощрение к активной жизни в Facebook, добровольно-принудительное пожелание к максимальной открытости данных пользователя (не для спецслужб, для маркетологов). То есть если проект становится успешным благодаря бесплатному контенту пользователей, то дальше начинается чистый краудсорсинг.

Тот же Facebook показал и главный недостаток краудсорсинга — низкое качество выдаваемого продукта. Когда социальная сеть начала процесс локализации и привлекла к процессу перевода своих документов волонтеров, то полученный результат вызвал лавину критики за неточность и многочисленные ошибки.

Впрочем, процесс монетизации контента пользователей это не остановило. Пусть автопортреты перед зеркалом, сделанные мобильником, давно стали показателем дурного вкуса, а цитаты Ницше и Декарта перемежаются фразами «Чмаффки всем!» и «Наруто — это круто» (это уже про нашу национальную беду — «ВКонтакте»), но контент есть контент. Его можно брать, нести к рекламодателям и брать с них деньги за показ рекламы на страницах сети. Цукерберг не стал миллиардером. Его сделали миллиардером 700 миллионов пользователей Facebook.

Забавно, но хоть слово и новое, само явление новым не назовешь. В истории человечества есть несколько примеров неудачного краудсорсинга. Библия рассказывает о строительстве Вавилонской башни, где люди объединились ради одной цели и безвозмездно занимались точечной застройкой. Второй пример — строительство коммунизма в отдельно взятой стране. Тоже ничего хорошего не вышло. Быть может, то, что подходит для виртуальной (цифровой) среды, мало подходит для реального (аналогового) мира.

Вот третий пример вынужденного краудсорсинга — общественные работы в США во время Великой депрессии. Особо работать не принуждали, но работы не было вообще, а государство хотя бы кормило. Тут или помирай с голодухи, или проявляй энтузиазм. Так что аккуратно надо с этим новомодным словечком. Слышится в нем воронье карканье…

Еще одна проблема нового метода работы с пользователями (клиентами) — в том, что любитель — это все-таки любитель. Будет ли он так же вдумчив, как профессионал? Есть ли у него, любителя, хотя бы базовые знания для понимания задачи и ее решения? Кроме того, привлечение клиентов к бизнес-процессам может привести к однобоким результатам. Ведь что хочет клиент от компании? Низких цен. Так один российский банк затеял сейчас игру в краудсорсинг, и одной из популярных идей на форуме проекта оказалась следующая: «Выдавайте кредиты без процентов». Очень полезный совет для организации, которая на кредитный процент только и существует!

Насколько краудсорсинг вредит самим профессионалам, оценить сложно. Есть вот «ШколаЖизни. ру», куда я пишу статьи. И есть у меня знакомые журналисты, которые как работали в издательствах за вполне нормальную зарплату, так и работают. Я же в журналистику профессиональную так и не пошел, ибо хочется писать когда и что душе угодно. Ни одного редактора такое не устроит (отдельные суперавторы российских СМИ не в счет). Но и мне неплохо — есть дополнительная творческая реализация. Другие творческие профессии тоже пока не исчезают, хоть и сетуют на житье-бытье (но когда было иначе?).

А вот для российского бизнеса игра в краудсорсинг — хороший инструмент, чтобы улучшить отбор кадров. Ведь толковую идею может предложить только толковый человек. И если еще на студенческой скамье кто-то готов потратить время не на «поход за Клинским», а на предложение по развитию бизнеса, то значит, надо этому кому-то дать шанс проявить себя. Лишь бы за идеями краудсорсинга на российском рынке не стояла очередная пиар-акция, когда надо пошуметь, да потом забыть. Или, что хуже, желание попугать собственно специалистов. Мол, фигу тебе, а не прибавка к зарплате! Вообще сейчас сократим, а потом школьников позовем, и они нам все придумают!

Примеров успешного использования метода не так уж и много, хотя в списке есть авторитетные компании вроде Nike или Procter and Gamble. Однако тем компаниям, которые решат выбрать новомодное направление в работе с клиентами, стоит помнить, что по мере применения краудсорсинга стали очевидны и его недостатки: рост количества бесполезных идей, спад мотивированности у пользователей со временем, а также низкое качество выдаваемого продукта.

Джефф Хауи сейчас уже не столь радостно оценивает перспективы краудсорсинга (хотя и переделал свою небольшую статью в полноценную книгу). На всякий случай просто помните слова писателя-фантаста Теодора Старджона, заявившего, что «Девяносто процентов чего бы то ни было — полная чушь». Или слова Бернарда Шоу: «2 процента людей — думает, 3 процента — думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать».

Вы уверены, что, объявив конкурс на сайте фирмы, получите в свое распоряжение 2 процента реальных думателей?


15:28 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Вредны ли памперсы для малышей?

Вредны ли памперсы для малышей?

На сегодняшний день вопрос «Вредны ли памперсы?» волнует очень многих молодых родителей. Ведь они обеспокоены здоровьем любимого чада. Да и мне как молодой маме эта тема интересна. Ит...
Как скорректировать внешность при помощи очков?

Как скорректировать внешность пр...

Сейчас очки предназначены не только исправлять зрение, но и подчеркивать индивидуальность и завершать имидж. Существует огромное количество оправ. Они бывают различных форм, цветов и могут обладать ор...
Как сделать ресницы красивыми?

Как сделать ресницы красивыми?

Красивые, пышные, длинные ресницы — мечта каждой. Ведь именно они придают взгляду особую выразительность. На какие только ухищрения не идут женщины, чтобы сделать свои ресницы длиннее и объ...
ТД КМЗ продает деревообрабатывающее оборудование в лизинг

ТД КМЗ продает деревообрабатываю...

Современная нестабильная экономическая ситуация в стране заставляет людей отказываться от приобретения различных товаров, в том числе и тех, которые необходимы для развития собственного бизнеса. Но ли...
Ламинирование продлевает срок службы документа

Ламинирование продлевает срок сл...

Офисные и профессиональные ламинаторыКонструкция пакетных ламинаторов офисной серии достаточно простая. Нагревательным элементом служат либо пластины, либо валы с внешним нагревом. Офисные ламинаторы ...
Прием запросов от клиентов: электронная почта, веб-форма или личный кабинет?

Прием запросов от клиентов: элек...

Принимать письменные запросы от посетителей сайта можно несколькими способами: Способ 1: по электронной почте. Для реализации этого способа достаточно опубликовать на странице вашего сайта специально ...
Медицина и здоровьеДом и квартираПриродаITКультура и искусствоТехника и оборудованиеСемья, дом, детиПродукты питания, рецептыОбучениеДеньги и работаИнтимная жизнь
Стоит прочесть:

Развивая портал:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий каталог информативных и интересных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти требуемую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас полезные и интересные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас считанные секунды.