За что платить зарплату, или Для чего нужны показатели эффективности?

Спросите кого-нибудь, за что он получает зарплату? В зависимости от ответов людей, их можно совершенно четко разделить на три категории. Первая — это люди, которые застряли на том, что им надо кем-то быть, чтобы достичь своих целей и какого-то положения в обществе.

Они называются «бытели», от слова «быть». Такие люди считают, что им нужно платить деньги только лишь за то, что они имеют определенный статус в обществе.

Вы встречали таких людей. Вот диалог руководителя с одним из них:

— Что вы произвели в своей жизни? Что было вашим продуктом? — Ну… я стал профессором! Я получил этот долгожданный статус доцента! — Хорошо. А что вы произвели? — Я что, неясно выразился? Я это и произвел! Я уже десять лет как заслуженный доцент!

Наверное, надо договориться о терминах. Под «производством» понимается получение какого-то продукта, который годен к обмену на ценности. Это может быть испеченный хлеб или компания, которая в результате работы руководителя расширилась в несколько раз, что-то законченное и имеющее стоимость. Именно в обмен на продукт люди готовы платить деньги или оказывать поддержку иного рода.

Предположим, что вы ректор университета. Каков продукт университета? Разумеется, «образованные студенты». Но если вы возьмёте на работу «бытеля» в качестве доцента, то получите в качестве результата его деятельности что угодно, но не «образованных студентов», так как все его усилия направлены на получение статуса.

«Бытель» — это почти клинический случай, к сожалению, очень распространенный.

Есть еще один тип людей. Эти люди сосредоточены лишь на действиях, их не очень заботит конечный результат своей работы. Они считают, что просто выполнять какие-то действия — это самое ценное, что это уже само по себе достойно похвалы и, конечно, хорошей оплаты.

«Делатель» находится в гораздо лучшем состоянии, чем «бытель». Вот примерный вариант диалога.

- Каков был ваш продукт? - О, вы знаете, я очень много и тяжело работаю. Ужасно устаю. Огромный объем работы. Но я справляюсь. - Хорошо, но каков был ваш продукт? - Ну я же рассказываю. Я провел на работе все эти часы и сломал двенадцать карандашей, я делаю чертежи. Да, я постоянно делаю эти проклятые чертежи. Это мое призвание. - Да, но что вы произвели? - Вы что, издеваетесь? Я работаю над чертежами, я хорошо черчу и делаю это весь день.

Вам знаком такой диалог? Походите тут и там, и вы найдете достаточно много «бытелей» и «делателей». Люди, склонные получать оклад за проведенное на работе время. Люди, которые хотят денег просто в награду за то, что они с вами. Делатели не настолько плохи, есть много видов работы, которые им можно поручить.

Третья категория малочисленна, по сравнению с первыми двумя. Это «созидатели». Это те, кто создает добавленную стоимость. Те, кто нацелен на получение результата, знает, что такое продукт, может назвать произведённые им раньше продукты и привести доказательства.

Вот реальный разговор с 16-летним парнем:

- Каков твой продукт? - О, хорошо, что вы спросили. Ну, например, дом построил… - ?? - Я имею в виду не тот дом, который мы вместе с отцом построили. Есть еще один, небольшой, я его построил своими руками. И сам спроектировал канализацию. У меня книжка была, как это делать.

Этот пацан сейчас директор завода, к слову.

Не все созидатели такие самородки, но все они спокойно рассуждают в рамках «я произвел то, я создал это». «Я принес компании миллион долларов прибыли» в устах продавца — либо ложь, либо он «созидатель».

Теперь давайте вернемся к названию статьи. За что мы платим людям зарплату? За статус, за действия или за продукт? Если подумать хорошенько, то ответ очевиден. Только за продукт. Даже «бытелям» и «делателям».

С распространением стандарта ISO 9001 многие предприятия ввели у себя управление на основе показателей. И зачастую эти показатели отмечают чёрт знает что — например, мнение руководителей о подчиненных в баллах. Нет никакой гарантии, что эта оценка будет объективной.

Я как консультант постоянно корректирую системы показателей на различных предприятиях. И причина, по которой я пишу эту статью, в том, что непонимание идеи показателей глобально. Оно идет из старых советских КТУ (коэффициент трудового участия), закрепляется в сбалансированной системе показателей Нортона и Каплана (хорошей, но далеко не совершенной системе) и базируется на общем непонимании сути предмета.

Показатели должны отражать продукт организации, подразделения, поста. Все показатели должны быть объективны, доступны проверке или инспекции, это должна быть какая-то вещь, которую несложно увидеть и подсчитать. Иначе вы тут же открываете двери несправедливости, злоупотреблениям и невозможности использования такого мощнейшего инструмента, как планирование на основе показателей.

Соответственно, для того чтобы правильно сформулировать показатель для какой-то области, вам необходимо сначала дать точное определение продукту, производство которого ожидается. И этот продукт должно быть возможно подсчитать. Это-то и будет главным показателем.

Основной показатель автопредприятия — машины. Их можно посчитать, не правда ли? Но просто отмечать количество выпущенных автомобилей было бы недостаточно, чтобы мы могли судить о том, как идут дела у предприятия. Что же еще должны отражать показатели, кроме количества продукта?

Согласно одной из классических систем, у продукта всего три характеристики. Количество, качество и жизнеспособность. То есть в нашем примере с автомобилями они должны выпускаться в достаточном количестве и с достаточным качеством, чтобы удовлетворять потребности клиентов и предприятия, и они должны долго не ломаться. Каждая из этих характеристик может быть объективно обнаружена и посчитана.

Количество выпущенных и проданных автомобилей и их рентабельность дадут картину финансового состояния предприятия, если известен также третий показатель — расходы предприятия за тот же период. Все очень просто.

У службы качества есть своя технология, но в результате тоже получается продукт — сертифицированный по качеству автомобиль. Это дает нам показатель качества продукта (вы можете подсчитать «сертифицированные автомобили») и возможность им управлять.

Количество рекламаций от покупателей, количество аварий по вине производителя, статистика поломок в гарантийный срок — это объективные показатели жизнеспособности. Тут все понятно.

Но у нас есть административный персонал, у которого на выходе тоже конкретные продукты. Отдел кадров производит сотрудников, бухгалтерия производит вовремя сданные аккуратные отчеты и т. д. Я специально упрощаю реальные формулировки для того, чтобы они легко воспринимались.

И за каждый из этих продуктов отвечает конкретный сотрудник. За что и получает зарплату. И больше ни за что.

Если это понять, то исчезнет несправедливость в выплатах, непонимание, перерасход фондов, муки совести «я ему не доплатил», недоразумения с профсоюзами… Я рекомендую платить людям низкие оклады и высокие премии, которые корректируются в зависимости от персональных показателей. Стоит поощрять и тенденции к росту показателей.

Если платить за продукт, который можно выразить статистикой, непродуктивные «бытели» и «делатели» покинут предприятие. И оно наполнится производительными «делателями» и «созидателями». Надо только правильно составить рекламу о найме. Но это уже совсем другая история.


15:26 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Медицинсие сувениры с нанесением логотипа

Медицинсие сувениры с нанесением...

Ничто так не способствует поддержанию имиджа компании или медицинского центра, как профессиональный вид работников или врачей. Медицинские халаты, повязки, хирургические костюмы с нанесенным на них ло...
Вкусные рецепты: Креветочные шашлычки в маринаде для Мишеля, Рёбрышки свиные ! Вариант жарки на барбекю для ленивых !, Медово-финиковые Petit Fours (Пти Фур) в сливочной глазури.

Вкусные рецепты: Креветочные шаш...

Креветочные шашлычки в маринаде для МишеляДля маринада смешать все компоненты, чеснок выдавить. Пропорции - не истина в последней инстанции. Опытные хозяйки могут варьировать по своему вкусу. Сырые кр...
Природа рынка

Природа рынка

Многие приходят на рынок, теряют время и деньги, опускают руки и покидают его навсегда. Так будет всегда, так как эволюция оставляет сильнейших, а слабых поедают акулы. Тут я опишу природу рынка, осно...
Вкусные рецепты: Просто "Тортик", Салат из грейпфрутов и гребешков, ТВОРОЖНЫЙ ПИРОГ С АПЕЛЬСИНАМИ И ШОКОЛАДОМ.

Вкусные рецепты: Просто "То...

Просто "Тортик"Тесто яйца взбить с сахаром,добавить сметану,тертый на терку маргарин,соду гашен.уксусом и муку.Я еще в тесто тру цедру с апельсина.У меня круглая форма 26 см.Застелить пергаментом,выли...
Адаптация в детскому саду. Как легче пройти этот путь?

Адаптация в детскому саду. Как л...

Практически у всех работающих родителей встает вопрос об адаптации ребенка в садике. Ведь маме (или папе) надо выходить на работу, а бабушки (или дедушки) ещё работают, или не могут все время сидеть с...
Триколор, или Что и как нынче пьют в России?

Триколор, или Что и как нынче пь...

Если каждый день пить то красное, то белое — можно стать синим, а ребенок родится двуглавым. Символично для нашей страны, не правда ли? Что и как нынче пьют в России? Отечественную пр...
Медицина и здоровьеДом и квартираПриродаITКультура и искусствоТехника и оборудованиеСемья, дом, детиПродукты питания, рецептыОбучениеДеньги и работаИнтимная жизнь
Самое интересное:

Новости развития информационнного портала:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий каталог информативных и интересных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти требуемую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас полезные и интересные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас считанные секунды.